top of page

Джеймс Чен: Влияние Инициативы Один Пояс, Один Путь На Южный Кавказ

          Южнокавказскому региону в исторических исследованиях часто не уделяется должного внимания из-за его относительной неважности в сравнении с окружающими его регионами. С древних времен и по сей день Южный Кавказ существовал под тенью великих империй, от Римской до Сасанидской, от Византийской до Исламского халифата, Османской, Российской и Сефевидской империй, сражавшихся друг с другом в начале современного периода, а затем в ХХ веке Южным Кавказом управлял Советский Союз. Данная тенденция продолжается и по сей день, поскольку историки предпочитают изучать соседние империи и оставленные ими в мировой истории следы. Даже несмотря на то, что Южный Кавказ находится вне поля зрения, его нельзя игнорировать, в частности, в сегодняшней геополитической обстановке.

          Страны Южного Кавказа – Армения, Азербайджан и Грузия – стали независимыми от бывшего Советского Союза в начале 1990-х годов. Освободившись от Советского блока, Южный Кавказ теперь может участвовать на более широкой мировой арене. В результате своего оптимального географического положения между Россией, Средним Востоком, Турцией и Ираном, так же, как и легкий доступ к другим регионам таким, как Средиземноморский регион. В центре такого большого количества регионов, потенциал Южного Кавказа в мировой торговле еще не полностью реализован. Из этих трех Кавказских стран, Азербайджан обладает наибольшими запасами природных ресурсов. На 2019 год Азербайджан экспортировал товар на 19,6 млрд. долларов, в сравнении с Арменией и Грузией, стоимость экспорта которых составила 2,6 млрд долларов и 3,8 млрд долларов, соответственно. Экспорт природного газа и нефти составил 90% от общего экспорта Азербайджана. Данные экспортируемые товары проходят через трубопроводы в различных направлениях – Израиль, Италия, Албания и Турция. Связь между Южным Кавказом и его соседями все еще может быть значительно улучшена: Иран в целом изолирован от мира с незначительным уровнем торговли между ним и Южным Кавказом, а Армения не желает открывать свои границы для трансграничного развития из-за недоверия к иностранному влиянию. Основываясь на этих данных, очевидно, что Армения и Грузия, в частности, могли бы получить выгоду от более тесного взаимодействия с внешним миром для приобретения как капитала, так и рынка для своих товаров.

          Западные державы такие, как США и ЕС, инвестировали в Южный Кавказ в 1990-х годах, когда в соседних регионах происходили беспорядки.  Однако, в современном мире, влияние и интерес западных стран к Южному Кавказу все чаще ставится под сомнение.  США в период президентства Трампа и Байдена указывают на смещение в своей внешней политике. Президент Трамп объявил о выводе войск из Афганистана, что завершилось при администрации Президента Байдена. Помимо этого, Президент Байден также объявил о выводе некоторых войск из Ирака, а оставшиеся войска были переведены из боевой категории в другие. Сокращение военного присутствия НАТО на Ближнем Востоке с военной точки зрения сделало Южный Кавказ менее значимым для Запада. С экономической точки зрения, Запад все еще является одним из самых крупных инвесторов в регион, демонстрируя повсеместную важность западных стран на Южном Кавказе, что является важной частью экономики Южного Кавказа.

          С другой стороны западно-южнокавказских отношений, Армения и Азербайджан оба не доверяют Западу. Довольно интересно, но по одним и тем же причинам. Армения чувствует, что Запад не выполнил свою роль в разрешении Нагорно-Карабахского конфликта между ею и Азербайджаном. Кулуарно, Азербайджан чувствовал, что решения Запада были предвзяты против Азербайджана, благодаря значительным армянским меньшинствам в Соединенных Штатах, а предыдущие осуждения Западом азербайджанского режима сделали Азербайджан не заинтересованным в широком диалоге с Западом.

          Россия является ближайшей к Южному Кавказу сверхдержавой, наиболее способной и желающей проецировать свою мощь на все три находящиеся там страны. Все три страны не проявляют полного доверия к русским так скоро после распада Советского Союза, в частности Грузия, после потери части своей территории – Абхазии и Северной Осетии в результате сепаратистских движений, активно поддерживаемых Россией. Сложная история между Россией и странами Южного Кавказа исключает ее в качестве крупного партнера, который может угодить всем трем странам.

          Если посмотреть на прошлое соседних регионов, Южный Кавказ сейчас смотрит на Восток. Китай при президентстве Си Цзиньпина придерживался широкого взгляда на мир. Новая китайская программа "Один пояс – один путь" (BRI) была официально представлена в 2013 году. Цель проекта – развить глобальную торговую сеть, в частности, в развивающихся странах, созданную по образцу Великого Шелкового пути древних времен. Для развития торговых сетей, BRI фокусируется на построении инфраструктуры, координации торговой политики и содействии китайским инвестициям зарубежом. Конечной целью BRI является усиление влияния Китая в этих регионах и продвижение юани как еще одной потенциальной мировой валюты по отношению к доллару США. 

          Страны Южного Кавказа видят Китай в качестве контрбаланса тесной силе России на Кавказе. Армения, Азербайджан и Грузия являются членами Китайско-Центральноазиатско-Западноазиатского Экономического коридора BRI, соединяющего Китай с Европой. Этот коридор соответствует развитию местной железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Благодаря данному проекту, поезд из китайского Сианя доезжает до Праги всего лишь за 18 дней. Быстрый успех этого испытания обнадеживает и, хотелось бы надеяться, что приведет к разработке большего количества планов по инфраструктуре с участием Южного Кавказа в будущем. В объединении мира, нынешний эффект глобальной интеграции может быть еще более масштабным и полезным для всех. Являясь частью этой сети между Китаем и Европой, Южный Кавказ извлечет выгоду с экономической точки зрения. Это расширяет доступность всего мира для Южного Кавказа, поскольку отправляемые в Европу товары, могут быть легко переправлены в Америку, а товары, доставляемые в Китай, могут легко попасть в Азию и Восточную Африку по многочисленным морским маршрутам. Когда доступность к другим рынкам становится легче, это приводит к более выгодным возможностям, тем самым повышая продуктивность и ВВП. Открытие данных новых рынков будет большим толчком к развитию для всех стран Южного Кавказа.  

          В недавнем визите Президента Алиева в Китай, Китай и Азербайджан договорились о взаимном партнерстве в направлении развития проектов в Азербайджане. В настоящее время, эти два проекта, являющиеся составными частями BRI, это уже завершенная железная дорога Баку-Тбилиси, и Трансанатолийский газопровод, который все еще находится на стадии строительства, и должен быть завершен к 2035 году. Эти два проекта помогут экспорту Азербайджана быстрее и в большем количестве достигнуть мировых рынков, что, в свою очередь, привлечет больше капитала, который может улучшить национальную экономику внутри страны. Королевский Строительный Институт (CIOB) прогнозирует, что ВВП Азербайджана, в результате влияния BRI, вырастет на 4,6 млрд долларов к 2040 году. 

          Армения отличается от Азербайджана и Грузии, как часть возглавляемого Россией Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Благоприятный доступ к рынкам ЕАЭС является важным для экспортной экономики Армении. Хотя Армения и является частью сообщества BRI, на ее территории не имеется никаких запланированных маршрутов для BRI. Армения все еще может получить выгоду от улучшенной инфраструктуры, когда ее экспорт покинет страну. По оценкам Мирового Банка, время поставки экспортных товаров Армении снизится примерно на 2%, в то время как торговые издержки по экспорту снизятся на 1%. Китай за последние годы стал одним из главных торговых партнеров Армении, подняв уровень торговли от 0,5% в 2008 году до 10,4% в 2018 году. Все это делает связь с китайскими рынками и связь BRI ценным для экономики Армении. Армения является партнером Грузии, Ирана и Индии в создании Северо-Южного коридора, который может сократить время торговли между Индией и ЕАЭС, включая Армению, на 50%, и сократить стоимость торговли на 30%.

          В настоящее время, Грузия является самым разносторонним торговым узлом на Южном Кавказе. Она является давним партнером Запада, вплоть до подписания договора о сотрудничестве с ЕС. Она также является единственной страной на Южном Кавказе. подписавшей с Китаем договор о свободной торговле.  Ранее существовавшая связь с Западом и Востоком, в то время как она расположена в выгодном регионе Южного Кавказа, делает Грузию главным торговым и транспортным узлом для осуществления глобальной торговли в регионе. Правительство Грузии работает над усовершенствованием доступа к Черному морю в целях конкуренции с турецкими портами  При настоящей обстоятельствах, когда напряжение между Западом и Турцией носит относительно регулярный характер, завершенные грузинские порты будут привлекательны для западного судоходства. Связь с Западом, поддерживаемая Грузией, побуждает китайских инвесторов вкладывать средства и получать доступ к ее рынкам. Корпорация Хуалинг установила свободную индустриальную зону для обработки транзитных китайских товаров.

          Согласно отчету Мирового Банка от 2007 года, экономика Южного Кавказа сильно прогрессировала. Уровень бедности в Грузии и Армении снизился до 20%, в то время как Азербайджан добился большего успеха, снизив уровень бедности до 10%. К сожалению, темпы прогресса на Южном Кавказе замедлились: некоторые граждане подвержены обнищанию после выхода из бедности, а другие страдают от отсутствия местной инфраструктуры для доступа к рынкам для продажи своих товаров на более высоком уровне. По мере того, как в регионе реализуются как местные, так и зарубежные проекты, экономическая интеграция будет продолжаться и принесет выгоду гражданам низшего класса, привнося новые возможности и капитал.

          BRI и другие проекты в будущем могут потенциально сблизить Южно-Кавказский регион, путем облегчения доступа и транспортировки между каждой из стран и в зарубежные рынки. Хотелось бы надеяться, что в будущем, мир и процветание станут общей особенностью всех стран Южного Кавказа.

bottom of page