Николас Кастильо: Исследование Роли Азербайджанских Евреев в Современности и в Истории
Реферат
Регион Южного Кавказа исторически был домом для разнообразного еврейского населения. В Азербайджане и Грузии существовали две крупнейшие исторические Еврейские общины. Тем не менее, из двух групп населения случай Азербайджана выделяется по двум причинам. Во-первых, в отличие от Грузии, где Евреи ассимилировались лингвистически и культурно, Азербайджанские Евреи часто сохраняли свои отдельные культурные сферы. Во-вторых, в то время как у государства Грузии и государства Израиль сохраняются апатичные отношения, азербайджано-израильские связи процветают и продолжают улучшаться с каждым днем. Израиль, после Турции, возможно, является ближайшим союзником Азербайджана - факт который особенно впечатляет, учитывая, что в Азербайджане преобладает шиитское мусульманское население. Учитывая вышеперечисленные две причины, можно с уверенностью заявить что опыт Евреев в Азербайджане заслуживает особого внимания. В данном эссе Азербайджанские Евреи, как Горские, так и Ашкенази, будут изучены с трех сторон: первая сторона - широко историческая, вторая - исследует роль Азербайджанских Евреев как посредников между Азербайджаном и Еврейской общиной в целом и, наконец, третья сторона - пытается идентифицировать степень влияния Азербайджанских Евреев на отношения между Израилем и Азербайджаном.
История Азербайджанских Евреев.
Источники указывают на присутствие Евреев в современном Азербайджане еще в шестом веке до нашей эры. Однако, две самые исторически значительные еврейские общины в Азербайджане появились только в семнадцатом веке. Первая из этих общин, в основном, прибыла из Сефевидской Персии. В семнадцатом веке Евреи Персии испытали на себе волны преследований и насильственных обращений, которые привели многих Евреев к переселению на территорию, которая тогда была Губинским Ханством, в настоящее время располагающиеся на северо-востоке Азербайджана. Это община сформирует основу Горских Евреев, группы отличной от Азербайджана и Дагестана. Учитывая их общее происхождение в персидском мире и географическую сосредоточенность вокруг Губы, это была бы самая большая группа Евреев на Южном Кавказе, которая могла бы сохранить свою самобытность. В отличие от Грузинских Евреев и Азербайджанских Ашкеназов, Горские Евреи говорят на особом языке: Иудео-Татском языке, который является диалектом Персидского языка. На сегодняшний день данный язык находится под угрозой исчезновения. Несмотря на то что общее население Горских Евреев по всему миру насчитывает около 200 000 человек, на Иудео-Татском говорят где-то в районе от 20 000 до 50 000 человек. Горские Евреи вели экономически активный образ жизни, специализируясь на производстве вина, ремеслу запрещенным для мусульман. К 19 веку две семьи Горских Евреев стали местными магнатами, занимаясь экспортом вина на Российский и западные рынки.
Позднее развитие общины Азербайджанских Ашкенази происходило параллельно с развитием нефтяной промышленности в Баку. В отличие от антисемитских славянских регионов Царской Империи, Баку был не только социально либеральной средой, но и средой с широкими экономическими возможностями. В начале 19 века появилась небольшая община Ашкенази, которая продолжала расширяться в течении столетия. В 1832 году, при проведении переписи населения Баку было обнаружено 2154 Еврея-Ашкенази. К 1913 году община выросла до 9689 человек, что составляло почти пять процентов от общей численности населения города. Так же как и Горские Евреи, Бакинские Евреи-Ашкенази процветали экономически как финансисты и бюрократы в растущей сфере нефтяной промышленности. Несмотря на свои небольшие размеры, община играла огромную роль в экономическом развитии Баку. Семья Ландау лучше всего иллюстрирует общину Ашкенази в Баку. Семья Ландау это семья Ашкенази, бежавшая от Киевского Погрома 1905 года. Они стали известной семьей в социальной и экономической жизни Баку, специализируясь в инженерном деле, нефтяном секторе и медицине.
На протяжении всего Советского периода и Горские Евреи и Евреи Ашкенази поддерживали хорошие отношения со своими соседями. В 1920-е годы Баку служил местом безопасности для еврейских беженцев. Во время Гражданской войны в России, Евреи-Ашкенази спасались бегством от антисемитского насилия, а Горские Евреи спасались бегством от Дагестанских погромов в 1926 и в 1929 годах. В послевоенный период, в большей части славянского населения Советского Союза наблюдался рост антисемитизма, несмотря на этот рост, в Азербайджанской ССР антисемитизм не был выражен. Вместо этого Евреи-Ашкенази сохранили высокий статус в Бакинском обществе. Нет также свидетельств академической дискриминации Евреев, Горских Евреев или Ашкенази, которая была обычным явлением среди славянского населения ССР.
При определении причины отсутствия антисемитизма в Азербайджане, важно принять во внимание географию и антропогеографию, так же известную как география человека. То, что сегодня является Азербайджаном, служило историческим культурным перекрестком с Византийскими, Славянскими, Персидскими, Арабскими, Монгольскими и коренными влияниями, которые сформировали историческую культурную составляющую территории. Исторические исследователи указывают на то, что именно эта часть истории мультикультурализма в Азербайджане является одним из возможных объяснений большой толерантности в этой стране. Конечно, есть и другие определенные исторические эпизоды, которые, вероятно, заложили культурные основы для принятия Евреев. В качестве примера можно привести, исповедуемая средневековыми азербайджанскими лидерами, толерантность и толерантное отношение к окружающим. Более того, Еврейская община в Азербайджане оставалась небольшой на протяжении всей своей истории и со временем продолжала сокращаться. Перепись населения, проведенная в 1952 году, выявила всего лишь 9716 Евреев-Ашкенази и 13000 Горских Евреев. Таким образом, Евреи, вероятно, просто привлекали меньше внимания, чем другие части населения Советского Союза, где Евреи могли составлять гораздо большую долю местного населения.
Роль Еврейской общины Азербайджана в соединении Азербайджана с мировой Еврейской общиной и государством Израиль.
После распада СССР в начале 1990-х годов большая часть Еврейской общины Азербайджана уехала в Израиль, спасаясь от находящейся в состоянии свободного падения экономики, а также от нестабильности в стране, вызванной первой Нагорно-Карабахской войной. По состоянию на 2016 год в Азербайджане оставалось около 30 тысяч еврейского населения по сравнению с примерно 100 тысячами Азербайджанских Евреев в Израиле. Однако, многие уехавшие из страны сохранили как экономические, культурные и семейные связи с Азербайджаном. Как в Азербайджане, так и в Израиле Азербайджанские Евреи часто выступали в роли послов и деятелей культуры для своей родной страны.
Азербайджанская Еврейская община более века была вовлечена в более широкий Еврейский мир. Общие связи между государством Израиль и Азербайджанскими Евреями начались еще до официального создания государства в 1948 году. Контингент Горских Евреев принял участие в знаменательном Сионистском Конгрессе в 1898 году. В начале 1900-х годов в Азербайджане публиковались Сионистские сочинения как на Русском языке, а также на Иудео-Татском. В течение 1920-х годов, в Палестину переехали в общей сложности 200 Азербайджанских Еврейских семей. Политическая деятельность Евреев подавлялась Советским Союзом с 1922 года. Ослабление жестких ограничений в последние годы существования СССР позволило организации политической мобилизации евреев и восстановление связей с Еврейским миром в целом из Азербайджана.
На сегодняшний день Азербайджанские Евреи в Азербайджане очень дорожат своей связью с Израилем и всячески стараются ее улучшать, на что их Израильские коллеги отвечают взаимностью. В Баку есть ряд действующих синагог и светских еврейских учреждений. К ним относятся Организация дружбы Азербайджан-Израиль, Организация еврейских женщин и несколько еврейских школ. Хотя эти школы в основном светские, они описываются как школы, которые обладают «сильным националистическим и сионистским духом». Многие еврейские учреждения: школы, общественные центры и детские лагеря находятся в управлении Американских и Израильских еврейских организаций, таких как Американский Еврейский Объединенный Распределительный Комитет (Джойнт) и Еврейское Агентство Израиля. Эти организации получают видимую поддержку со стороны высших эшелонов азербайджанского общества, о чем свидетельствует большой послужной список президента Азербайджана Ильхама Алиева, лично встречавшегося с Еврейскими Американскими делегациями во время их визита в Баку. Эта поддержка так же взаимна и в Израиле, где Азербайджанские Евреи испытывают чувство патриотической энергии наравне с их бывшими соседями - Азербайджанцами-мусульманами. В Азербайджанских синагогах регулярно вывешиваются Азербайджанские флаги и портреты членов общин, которые служат, или служили, в армии Азербайджана. Небольшие протесты азербайджанской общины в Израиле также являются обычным явлением, особенно во время Второй Нагорно-Карабахской войны в 2020 году.
Влияние публицистики этой общины можно увидеть в еврейских СМИ, которые регулярно публикуют статьи об Азербайджане и Азербайджанских Евреях. Для некоторых изданий эти статьи представляют собой стандартные исследовательские статьи, посвященные отношениям Евреев с Азербайджанцами и с Азербайджаном в целом. В качестве примера : JTA опубликовало четыре похожих статьи в 2021 году по состоянию на июль. Хотя эти статьи политически нейтральны, они, тем не менее, помогают поднять авторитет Азербайджана. Другие публикации представляют собой явные попытки улучшить отношения с общественностью стран Южного Кавказа. Писатель Арье Гут, который в 2020 году шесть раз был опубликован в «Jerusalem Post», часто с любовью пишет об Азербайджане. Его сочинения граничат с пропагандистскими. В одной статье автор хвастается, что автократический Алиев « заслужил уважение израильского общества и еврейской общины во всех государствах мира за свою приверженность к секуляризму, мультикультурализму и толерантности». В данной статье Гут опирается на историю толерантности в Азербайджане, чтобы привести доводы в пользу более исторически тесных азербайджано-израильских связей, а в публикации «Jewish read» автор явно сравнивает современное правительство Армении с нацистским режимом.
Оценка Влияния Азербайджанских Евреев на Израильско-Азербайджанские Отношения.
Многие общественные деятели считают Азербайджанскую Еврейскую общину и ее положительный опыт в Азербайджане основой и фундаментом Израильско-Азербайджанских отношений. Президент Ильхам Алиев, выступая с речью в Израиле, ведя разговор с евреями или приветствуя иностранных евреев прибывающих в Азербайджан, обычно опирается на наследие и заслуги своей страны в отношении с евреями. Выступая в 2000 году в посольстве Израиля в Баку, Алиев заявил, что «дружба между Азербайджаном и Израилем имеет глубокие корни. На протяжении веков евреи непрерывно жили в Азербайджане как равноправные граждане. Азербайджанцы никогда не считали, и не считают их чужестранцами». Спустя годы Алиев подтвердил эти слова во время встречи с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в 2016 году, охарактеризовав азербайджанскую еврейскую общину как «важный фактор в наших двусторонних отношениях». Премьер-министр Нетаньяху ответил согласием, назвав Азербайджанских Евреев «мостом между нашими народами».
Однако, несмотря на то что удивительная история о принятии Евреев в Азербайджане имеет место быть, образы приведенные в статистике очень сильно преувеличивают роль данной общины в постройке отношений между Израилем и Азербайджаном. По правде говоря, Азербайджанские Евреи играют небольшую роль в формировании экономических или политических связей.
В экономическом отношении между Израилем и Азербайджаном существуют прочные связи. В период с 2000 по 2005 год Израиль из десятого по величине торгового партнера Азербайджана, поднялся на пятое место. В отношениях между странами, принадлежащие или укомплектованные Азербайджанскими Евреями фирмы, которые также используют свое культурное прошлое, не являются доминирующем звеном. Ключевые фирмы, в данных отношениях, являются типичные израильские и азербайджанские фирмы. Израильские компании с наибольшим влиянием в Азербайджане - это крупные предварительно созданные компании, например телекоммуникационная компания Bezeq. На сегодняшний день существует мало свидетельств того, что азербайджанские евреи стали движущей силой этой возросшей экономической взаимосвязи. С точки зрения Азербайджана, существует естественный интерес в получении доступа к качественным товарам и услугам из Израиля. Для израильтян существует столь же предсказуемая заинтересованность в доступе к нефтяным запасам и рынкам Азербайджана.
Политические близкие отношения Азербайджана и Израиля являются результатом “realpolitik” в гораздо большей степени, чем любая близость, основанная на отсутствии в Азербайджане антисемитизма. Израильско-Азербайджанские отношения возникли из-за желания Израиля собрать союзников в регионе Кавказа / Каспийского моря и заинтересованности Азербайджана дистанцироваться от антизападного мира и установить постсоветскую внешнюю политику. С этого момента отношения стали более зрелыми на основе общих военных интересов. Израиль и израильские фирмы начали поставлять Азербайджану оружие после поражения Азербайджана в Первой Нагорно-Карабахской войне. В обмен на эти продажи Израиль получает союзников, которые граничат с государствами, которые Израиль считает региональными конкурентами, если не врагами: Турция и Иран. Между Израилем и Азербайджаном существует взаимная заинтересованность в ограничении, в частности, Ирана. Для Израиля Исламская Республика рассматривается как угроза. Для светских азербайджанцев поддержка Ираном исламизма в регионе, отказ признать претензии Азербайджана на запасы нефти и газа на Каспии и плохое обращение с собственным азербайджанским населением делают Иран в глазах светских Азербайджанцев враждебным актором. Аналогичным образом, два государства разделяют интерес к противодействию радикальному суннитскому джихадизму, при этом Израиль сталкивается с угрозами со стороны арабских и палестинских джихадистов, а Азербайджан - с угрозами терроризма со стороны Чечни и Дагестана.
В основе азербайджано-израильских отношений лежит культурная составляющая. Однако это не та заслуга, лавры которой могут взять на себя азербайджанские евреи. Скорее, оба государства разделяют общее мнение о себе как о небольших обществах, которые со всех сторон сталкиваются с вечно враждебной средой: арабы в случае Израиля (хотя на физическом уровне это также связано с более широкой историей антисемитизма) и Армяне, Русские и Иранцы в случае с Азербайджаном. Понятия “осады” определяют народное сознание обоих народов, что приводит к общему пониманию неотложного прагматизма во внешней политике обоих государств. Эйтан Наэ, бывший посол Израиля в Азербайджане, очень ярко выразил свои мысли в 2002 году, сказав: « Страны, у которых не так много друзей, находят друг друга». Историческая дружба между Азербайджанскими Евреями и Азербайджанскими Мусульманами действительно играет роль в создании базового уровня ознакомления друг с другом, но суть отношений всегда связана с геополитическими интересами. Описывая связь между общественным сознанием и политическим интересом к Азербайджано-Израильским отношениям, ученый Александр Моринсон пишет: «Коллективная память о совместном существовании Азербайджанцев и Евреев на протяжении многих веков усиливает рациональные расчеты «realpolitik » и геополитические представления об общих интересах Азербайджана и Израиля.»
Вывод
Евреи Азербайджана обладают уникальным опытом. В отличие от большинства других слоев общества еврейского народа, они не сталкивались с санкционированным государством антисемитизмом. В то время как опыт антисемитизма лежит в основе многих еврейских общин, у Азербайджанских Евреев наблюдается почти противоположный феномен: привязанность к Азербайджану является основополагающим элементом их идентичности. Это позволило им сыграть роль послов между Евреями и Азербайджаном. Однако экономические и политические последствия этой роли были минимальными. Большое сотрудничество между Азербайджаном и Израилем следует рассматривать не как особый результат высокого социального статуса Азербайджанских Евреев, а, скорее, как естественное завершение геополитических реалий, с которыми сталкиваются два государства.